Теперь отчетливо ощущается его отсутствие во время богослужения, его уход как Предстоятеля. За последние 18 лет самоощущение и восприятие церковной жизни сраслось с его образом, хотя любой священнослужитель во время богослужения в общем и не воспринимается полностью присутствующим "здесь".
Для нас, москвичей он был, однако, не только Патриархом, но и правящим епископом града Москвы. А также и тем лицом, которое своим присутствием в определенном смысле создавало некое чувство единения Москвы и остальной России. (Чувство, не очень характерное, особенно в контексте усугубляющейся дистанции между Москвой и той самой "остальной Россией", вернее "вчерашней Россией", которая вопреки всему не уходит в небытие).
Так или иначе, образ сегодняшней Русской Православной Церкви несет на себе и отпечаток и черты характера Предстоятеля, и еще долго будет нести. Нового здесь ничего нет. Наше православие очень личностно. Так было почти всегда, даже тогда, когда в Русской Церкви еще не было института патриаршества, и ее возглавляли митрополиты. Пожалуй, наглядно этот факт демонстрирует 2-х томник Истории Русской Церкви Карташева (пока что самая интересная и яркая работа по истории Русской Церкви) - главы в нем, как правило (за исключением Синодального периода) названы именами наших Первоиерархов.
Поэтому как бы кто ни утверждал, что жизнь Церкви с новым Патриархом по существу не изменится, ссылаясь на незыблемый догмат о том, что глава Церкви - Христос, это не так. Может измениться... По крайней мере, если говорить о Церкви России. Тем более, что какие-то традиции за время ее новой жизни сформировались, а какие-то оказались реанимированы. Потенциал устойчивости достаточно велик для того, чтобы вдохнуть нечто новое...
________________________________
Недавно наткнулась на японские аукционы. Так понравились. Советую заглянуть на них и вам!