Как относиться к неформальным молодежным объединениям учителям средней школы? На этот счет существуют различные мнения. Одни люди считают, что все неформальные группы мо­лодежи следует запретить и немедленно распустить. Другие, напро­тив, призывают способствовать развитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам «перебесить­ся» и найти себя в жизни. Как все крайние точки зрения, эти воззрения ошибочны. Нельзя дать рекомендации правильного отношения ко всем группам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных до общественно опасных и про­тивоправных. Поэтому начинать надо с изучения особенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходится стал­киваться. К каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии, причинах и обстоятель­ствах его вхождения в данное молодежное объединение. О требованиях к психологическим исследованиям неформальных групп достаточно подробно говорят Д. И. Фельдштейн и Л. А. Радзиховский. [4] Они, в частности, указывают педагогу на необходимость выработать умение ставить себя на место школьника-«неформала», вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания. Каковы первостепенные задачи изучения групп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них: сколь­ко подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, об­разование, семья); связаны ли они с антисоциальными группа­ми, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или раз­вратному поведению. Далее, следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень чле­нов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеж­дения, стремления) и т. д. Желательно выяснить структуру и ди­намику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы. Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодежи. Так, важно понять мировосприятие чле­нов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, лю­дей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Мож­но ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные осо­бенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты — агрессивны. Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и раз­личные взрослые люди. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить ти­пологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития.
anal sex anal her first anal anal